Статьи

Кто нуждается в дополнительном образовании?


За последние 5-6 лет востребованность услуг на рынке дополнительного образования возросла в несколько раз. Это обусловлено тем, что качество базового высшего образования не успевает гибко реагировать на изменяющийся спрос рынка человеческих ресурсов. Дополнительное образование, особенно в спектре подготовки PR-менеджеров, специалистов по рекламе, бренд-менеджеров и HR-менеджеров стало в этой ситуации буфером, адаптирующим молодых специалистов к требованиям рынка вакансий.

В связи с тем, что мотив получения дополнительного образования у студентов все-таки разный, то и рынок дополнительного образования сформировался и продолжает формироваться соответственно мотивам студентов.

Давайте начнем с самого главного: кто может быть потребителем «дополнительного образования»?

Ниже предложена сегментация потенциальной аудитории, где критерием сегментирования потребителя выступил мотив, на базе которого будущие студенты принимают решение о выборе того или иного образовательного центра:

1. «Корочка» - это группа потребителей, которая делает ставку на самопрезентации себя работодателю, на наличие документов о дополнительном образовании. Качество образования, знания и реальные профессиональные навыки для этой группы не являются основным приоритетом в выборе учебного заведения. Основной критерий выбора – цена. Компании, обслуживающие этот сегмент, как правило, предлагают курсы по специальностям в формате 24-48 ак/час по цене от 8 000р. до 12 000р. Это образовательные центры c названиями типа: «Карьера..», «Образование..», разноформатные подразделения колледжей. Качество образования низкое (ставка преподавателя за 1 ак/час 180-250р.), программы не адекватны заявленному содержанию, аттестация по окончанию курса формальна, то есть глубина и качество усвоенного материала не контролируется. Настоящая потребность в реальном обучении у «корочек», как правило, отсутствует. Интерес к предмету может «возбуждаться» только харизмой преподавателя. Собственной инициативы нет. Услугами подобных центров пользуются также скупые работодатели, у которых есть потребность или желание организовать «повышение квалификации» своему персоналу. Самая распространенная политика продвижения этого сектора центров по дополнительному образованию через Интернет (поисковое продвижение, контекстная реклама) и рекламные макеты в газетах по трудоустройству.

2. «Крутая корочка» - эта группа делает ставку на статус предъявляемых работодателю документов. Иерархия критериев выбора этой группы:

1) на первом месте – статус
2) на втором – цена
3) на третьем – качество.

Соотношение этих трех показателей и финансовые возможности студента определяют конечный выбор образовательного центра: от РУДН до МВА. Расценки за курс обучения в этом сегменте колеблются от 20 000 р. до нескольких (порядка 45) тысяч долларов США. Учитывая, что качество преподавания занимает все-таки не первую позицию, то представитель этой группы ориентируется скорее на политику кадровых служб и рекрутинговых агентств, а не на собственные силы в решении практических задач. Скажем так, «крутая корочка» делает ставку на собеседование при приеме на работу, а не на испытательный срок и тем более не на конечную эффективность своей профессиональной деятельности. Политика продвижения этого сектора:
1) аналитические статьи в глянцевых журналах бизнес-ориентации на темы: «современный ТОП-менеджер, требования современного руководителя к персоналу, новейшие разработки и европейские стандарты…и т.д.»;
2) сотрудничество с рекрутинговыми агентствами;
3) подключение административных ресурсов в распространении рекламной информации в среде студентов стационарного обучения;
4) продвижение собственных сайтов в Интернет пространстве.

Считается, что уровень преподавания и качество получаемого образования в этом секторе высокий. Однако, исходя из личного опыта слушателя подобных программ, из опыта общения с преподавателями этого сектора как с коллегами, а также по отзывам студентов – я бы не стала так категорично утверждать. Талантливые преподаватели, носители такого качества как креативность, безусловно есть. Но, при этом, один из самых распространенных стилей преподавания в этом секторе дополнительного образования – излишняя «научность» и теоретизация, использование в качестве примеров практики западного рынка. Такой подход способствует формированию «умных мальчиков глупых в быту». Образовательные центры, презентуя преподавательский состав, часто делают акцент на наличии стажировок за рубежом и опыте преподавания в европейских университетах. Это является критерием престижности. Получается, что подобное образование «заточено» под западные брендовые компании, где руководство (европейские ТОПы) подбирают под себя персонал, требуя соответствующего знания бизнес-технологий европейской школы. И здесь, работодатель сможет найти нужного ему сотрудника. Однако, для тех студентов, которые будут работать с отечественными компаниями, европейская бизнес-школа, на мой взгляд, усложняет адаптацию к реалиям русского бизнеса.

Продолжение следует.
права на статью: Ирина Казаченко


© 2008 Футбольные вести.