Статьи

Приемы торможения


Специалисты различают несколько основных способов торможения:
плавный, резкий, прерывистый, ступенчатый, комбинированный.
Постепенно следует овладеть всеми перечисленными приемами
торможения. Однако начинающему водителю необходимо иметь в ар
сенале несколько наиболее распространенных способов торможения,
которые применяются в зависимости от дорожных условий и скоростидвижения.
Напомним, что все способы торможения можно условно разделить
на служебное, экстренное и аварийное. Служебное торможение отли
чается плавностью и небольшим замедлением (менее 3 м/с2). Оно,
в свою очередь, может осуществляться за счет свободного выбега ав
томобиля, последовательного переключения на низшие передачи и,
наконец, плавного нажатия на педаль тормоза до полной остановки
автомобиля. При экстренном торможении педаль нажимают быстро
и сильно, при этом зачастую возникают блокировка и скольжение ко
лес, что увеличивает тормозной путь. Часто при этом дополнительно
используют стояночный тормоз, вспомогательную тормозную систему.
Аварийное торможение осуществляется при выходе из строя рабо
чей тормозной системы, т.е. педали тормоза, или сильном снижении
эффективности ее работы. В этих случаях используются запасные сис
темы (на грузовых автомобилях), стояночный тормоз, а также (у авто
спортсменов) приемы бокового скольжения с вращением автомобиля
и условия ландшафта дороги.
При любом торможении на педаль нужно нажимать средней частью
стопы, как и при работе с педалью сцепления. Причины те же: эта
часть стопы и упруга, и чувствительна одновременно. Начинающие
водители часто привыкают к неправильному расположению правой
ноги при торможении, тормозят пяткой или мыском ноги. Пяткой
трудно дозировать усилие на педаль, а мысок, хотя и наиболее чувстви
Энциклопедия начинающего автомобилиста
60
телен, но слишком гибок, да может и соскользнуть в неподходящий
момент с педали тормоза.
Нужно с самого начала в любых случаях приучить себя нажимать
на тормозную педаль без рывков и равномерно. Максимальное замед
ление при торможении достигается на грани блокировки колес. На
учиться улавливать момент и есть настоящее искусство торможения.
При дальнейшем нажатии на педаль тормоза колеса блокируются, при
чем задние, как правило, быстрее передних изза динамического пе
рераспределения прижимающих их сил. Резина в зоне контакта от
сильного трения о дорогу плавится, коэффициент сцепления колес
с дорогой падает, тормозной путь увеличивается, причем почти вдвое
при скорости 60 км/ч. Таким образом, торможение с блокировкой за
ведомо хуже, чем без нее, не говоря уже о том, что при торможении
на юз автомобиль часто теряет устойчивость, т.е. его может заносить
(особенно склонны к этому заднеприводные и с задним расположением
двигателя автомобили).
Думается, что невозможно по книжке научиться тормозить без
блокировки колес, так как трудно однозначно передать на словах ощу
щение момента возникновения блокировки, который зависит от мно
жества обстоятельств и индивидуальных особенностей восприятия.
Этому учатся на практике на автодроме методом многочисленных по
вторений торможений в различных условиях и на разном покрытии.
Однако можно сформулировать отдельные универсальные правила
торможения. Чем выше скорости (90 км/ч и более), тем выше кинети
ческая энергия вращающихся колес, тем менее они склонны к блоки
ровке, следовательно, в этот момент можно приложить к педали
тормоза большее усилие. Однако, и это главное, по мере замедления
автомобиля усилие на педаль надо ослаблять, чтобы избежать блоки
ровки колес в конце торможения. Этот навык требует определенного
волевого усилия и специальных тренировок на автодроме, так как
обычно чем ближе препятствие, тем сильнее хочется нажать на педаль
тормоза.
Для обеспечения равномерности торможения следует начать ослаб
ление нажатия на тормозную педаль в момент, когда колеса делают
свои последние обороты. Это позволяет избежать нежелательных толч
ков в конце торможения.
Замена рабочего цилиндра сцепления
Замена нажимного диска в сборе и подшипника выключения сцепления
Проверка уровня и замена масла в коробке передач
Замена выключателя света заднего хода
Замена манжеты вторичного вала






права на статью: www.autoremont-vaz.ru


© 2008 Футбольные вести.